В октябре отмечают День работников уголовного розыска. Как оперативники раскрывают преступления, насколько реальные разработки интереснее и напряженнее сериальных сюжетов? Об этом и многом другом поговорили с начальником уголовного розыска Управления МВД России по Ростову, подполковником полиции Максим Голяченко.
«ПРИШЕЛ НЕ ЗА РОМАНТИКОЙ»
Максим Владимирович на службе в органах уже более 20 лет. Пришел в еще советскую милицию участковым. Перед глазами был пример отца. Владимир Васильевич возглавлял отдел полиции в Советском сельском районе, теперь — на заслуженном отдыхе.
Голяченко-младший участвовал в контртеррористической операции, работал в легендарном ростовском Управлении по борьбе с организованной преступностью донского главка, в аналитическом отделе, в отделе по борьбе с тяжкими преступлениями против личности.
- В систему МВД пришел отнюдь не за романтикой. Знал, что работа эта трудная, — признается собеседник. — А новое время диктует новые условия и ставит новые задачи. По сравнению с «лихими 90-ми», как их теперь называют, многое изменилось. Ушли в прошлое бандитские вылазки и так называемые «авторитеты».
Но расслабляться никогда нельзя. Это только в современных сериалах про оперативников все так быстро и просто. Нажал кнопку на клавиатуре — и на экране уже полный расклад. В жизни и в реальной работе все совсем иначе.
ВРЕМЯ ИЗМЕНИЛО МНОГОЕ
Так повелось, что за донской столицей прочно закрепилось прозвище «Ростов-папа», с флером криминальной романтики прошлых лет. «Богатяновка» с ее историей, воры-домушники, ловко вскрывающие любой дверной замок и лазающие в форточки, воры-«щипачи», незаметно вытаскивающие в транспорте кошельки и деньги из карманов добропорядочных граждан — про все это написано и снято немало.
- Новое время изменило многое, — признается начальник Максим Владимирович. — Сегодня люди редко возят с собой наличность в карманах и кошельках. Зарплату получают на банковские карточки, переводы осуществляют онлайн. Соответственно, и простора для «щипачей» все меньше. Количество таких преступлений снизилось, но они не исчезли совсем. Так что стоит по-прежнему следить и за кошельками в сумочках во время походов по торговым центрам и не класть ничего ценного в задний карман брюк в общественном транспорте. Что касается квартирных краж, то в зоне риска — окна первых и вторых этажей, незапертые входные двери. Нередко «домушники» дергают за ручки на удачу, выискивая ту, что не заперта. И тогда из прихожей и с тумбочек пропадают сумки, одежда и ценные вещи. Но и такие «гастролеры» и домушники-виртуозы постепенно уходят в прошлое. Преступления довольно быстро раскрываются: помогают видеокамеры, установленные в городе.
ЭХО «ЛИХИХ 90-Х»
Но были в практике Максима Голяченко случаи, когда приходилось рисковать жизнью. Один из таких произошел в 90-е. Тогда, по оперативной информации, на дом владельца магазина рыболовных снастей готовилось нападение. Налетчики рассчитывали забрать крупную сумму денег и драгоценности. Пришлось установить круглосуточное дежурство опергруппы и спецназа.
- Человек, который навел бандитов на дом коммерсанта, наверняка сообщил им о том, что у хозяина была привычка никогда не запирать дверь, — вспоминает начальник ростовского уголовного розыска. — Поэтому ждали «гостей» со дня на день. На ночь оставляли включенным свет и телевизор в зале, сами же находились в следующем за ним помещении. Хозяев отправили в самую дальнюю и безопасную комнату дома.
Шло время. А о налетчиках — ни слуху, ни духу. По оперативным каналам выяснили: один из них пострадал в бандитской разборке и залечивал рану. Но снимать засаду не думали, понимали: от своих планов любители легкой наживы не откажутся. Ведь специально для этой вылазки они угнали и подготовили автомобиль.
БАНДИТСКАЯ ПУЛЯ
И вот, наконец, когда стрелки часов показывали уже два часа ночи в дом предпринимателя вошли трое. В руках у каждого — по пистолету. Троица стала рыскать по ящикам шкафов в освещенном зале. Думали: хозяева спят и чувствовали себя вольготно. А когда двинулись в следующую комнату, их там ждали…
- Последовала мгновенная команда на задержание, — вспоминает Максим Владимирович. — Завязалась перестрелка. В результате двое злоумышленников были ранены. Третьему удалось выскочить через окно. Он умудрился вскочить в машину, дать по газам, выехать в район Кумженской рощи, где переплыл Мертвый Донец. Но вскоре был задержан.
А вот из группы захвата никто не пострадал. Только одна из отрекошетивших бандитских пуль попала Максиму Голяченко прямо за ворот рубашки. Что ж и такая бывает работа…
ДОСЛОВНО
«Пусть вас никогда не оставит оперативная удача!»
- Что бы вы сказали своим коллегам в день профессионального праздника?
- В первую очередь, я поблагодарил бы наших наставников – уважаемых ветеранов ростовского сыска и действующих ныне сотрудников, — подытожил Максим Голяченко. — За то, что передали нам свой опыт, свое мастерство. Коллегам я хочу пожелать крепкого здоровья и пусть вас никогда не оставит оперативная удача!