3 сентября — черный день календаря для многих людей, которые потеряли
своих близких. Ровно 16 лет назад, в первый день осени, боевики
захватили школу № 1 в Беслане. Почти трое суток они удерживали в
заложниках более тысячи (!) детей и взрослых. В результате теракта тогда
погибли более 300 человек, пострадали — около 780. Многих раненых
отправляли на лечение за полторы тысячи километров — в Ростов-на-Дону.
Была среди них и десятилетняя Фатима Дзгоева. Несмотря на огнестрельное
ранение в голову, донским медикам удалось спасти девочку. О том, как
семья пережила эти страшные дни и как живет сейчас, рассказала ее тетя
Лана Дзгоева.
ДЕТИ ОКАЗАЛИСЬ В ШКОЛЕ, А МАМА — СНАРУЖИ
Сестры Фатима и Залина Дзгоевы были обычными осетинскими девчонками. Старшая Фатима собиралась в четвертый класс, а младшая — в третий. За день до линейки вся семья собралась вместе и отмечала день рождения их мамы. Но даже в праздник продолжали хлопотать — подшивали школьную форму для девочек, наглаживали блузки и примеряли банты.
— Настроение у всех было отличное, никаких предчувствий не было, — вспоминает тетя спасенной Фатимы, — только наша бабушка все говорила: «Я так не хочу, чтобы они завтра шли в школу». Но мы, конечно, тогда не обратили на это внимания
На следующий день Фатима и Залина с мамой и семимесячным братом отправились на линейку. По дороге женщине пришлось повозиться с малышом, и она отстала от дочерей.
— Она им сказала, чтобы не ждали ее и шли вперед, — продолжает собеседница, — хотела их позже догнать. А когда пришла, то школу уже захватили. В итоге девочки оказались внутри, а их мама так и осталась ждать их снаружи.
СЛЫШАЛИ ВЫСТРЕЛЫ, НО СДЕЛАТЬ НИЧЕГО НЕ МОГЛИ
А вот сама Лана узнала страшные новости от соседки. Она тут же побежала к школе и все двое суток находилась там. Родственники заложников слышали выстрелы, взрывы, видели огонь, но сделать ничего не могли. После штурма шокированные люди начали судорожно искать своих детей, жен и матерей. В тот же день Дзгоевы нашли старшую Фатиму.
— Наша Фатя лежала в реанимации во Владикавказе, — говорит тетя, — у нее было огнестрельное ранение головы. На ноге было написано «Фатима Дзгоева», чтобы родственники смогли ее узнать. Но ее мама и без этого сразу опознала ребенка, по родинкам.
Уже позже Фатиму и еще 10 детей с тяжелыми травмами повезли в Областную детскую клиническую больницу в Ростове спецбортом. В донскую столицу отправилась и тетя, а мама осталась в Осетии — искать Залину.
ДТП ПО ДОРОГЕ В БОЛЬНИЦУ
Из аэропорта до больницы каждого ребенка отвозила отдельная «скорая». Приехавшей позже в больницу Лане посоветовали немного пройтись по городу, сходить в церковь и постараться как-то отвлечься. Сделать она все равно ничего не могла, а сидеть и ждать было слишком тяжело. Во время прогулки женщина купила газету и решила немного почитать. От первой же заметки у нее перехватило дыхание: Фатя попала в ДТП.
— Прочитала, что в «скорую» врезался пьяный водитель. А дальше — что в этой машине врачи везли девочку, пострадавшую в Беслане. Там же было и фото, а на нем — наш ребенок, — вспоминает она.
Женщина тут же побежала в больницу. Медики подтвердили, что ДТП действительно произошло, но девочка травм не получила. Они признались, что не решились огорошить бедную женщину еще одной новостью.
Ростовские врачи спасли девочку. Фото героя публикации. |
МЫ БЫЛИ КАК ОДНА СЕМЬЯ
— Врачи и медсестры не только спасали наших детей, но и опекали нас, напуганных мамочек, — говорит Лана, — в те минуты мы все были как одна семья. Я понимала, что травма слишком тяжелая, и надеялась только на чудо. Но ростовские хирурги его сотворили.
Врачи спасли старшую дочь Дзгоевых. А вот младшую родственники нашли 5 сентября. Мать опознала погибшую девочку по фрагментам тела.
В ростовской больнице Фатима сделала лишь первые шаги к выздоровлению. Из донской столицы ее перевезли в московскую клинику, позже — в Германию. Фатиме восстановили поврежденную часть черепа с помощью титановой пластины, вставили шунт. Реабилитация после ранения и сложных операций продолжается до сих пор.
БОРЬБА ПРОДОЛЖАЕТСЯ
В августе Фатиме Дзгоевой исполнилось 26 лет. После трагедии ей пришлось заново учиться самым простым вещам: ходить, говорить и принимать пищу. Сейчас девушка постоянно находится под присмотром близких, ей все еще нужна помощь врачей. У нее до сих пор остается осколок в ключице, не разработана левая рука. Почти каждый день она занимается на тренажерах, изучает школьные предметы с младшим братом.
— Это настоящее чудо. Я помню, какой она была в первое время после ранения: маленький слабый комочек, — вспоминает Лана, — конечно, мы и сейчас ходим по врачам, проходим процедуры и принимаем лекарства. Но сейчас Фатима сама читает и рисует.
Дзгоевы продолжают бороться за Фатиму.