Накануне Дня России у жителей сразу двух поселков — Чертково Ростовской области и Меловое Луганской Народной Республики — случился настоящий праздник.
Здесь снова открыт пешеходный переход через железнодорожный мост, и местные жители теперь могут свободно, не простаивая часами в очереди на таможенном пункте пропуска, ходить друг к другу в гости и в магазин за продуктами.
Люди не скрывают радости: «Мы ждали этого девять лет!»
«ВМЕСТЕ ПРАЗДНИКИ ОТМЕЧАЛИ»
Еще в 2014 году решением украинских властей родных и друзей разделили забором и таможенным пунктом. Когда граница прошла прямо по городам и деревням, по домам и огородам, эти мелочи волновать никого не стали.
Но вот жители двух поселков — Чертково и Меловое — не на бумаге, а на собственном опыте испытали все прелести бюрократических барьеров. Десятки лет эти два села жили, можно сказать, душа в душу с самого своего образования. Разделяла их только железная дорога, которую можно было перейти по переходному мосту.
И вдруг — новую границу провели прямо по улице с символичным названием Дружбы народов: расположенные там дома стали российскими на четной стороне, и незалежными — на нечетной.
Тогда же с 1 марта украинские власти разрешили россиянам посещать незалежную только в международных пунктах пропуска. Поэтому даже попасть в аптеку, школу или сходить за хлебом для многих местных жителей стало настоящей проблемой.
- Хотя до 2014 года, пока пункт пропуска через мост тут не поставили, мы отмечали день улицы Дружбы народов, — вспоминают друзья еще со школы Александр Моргослеп из Чертково и его товарищ Николай Качалов из Мелового. — В первое воскресенье октября женщины пекли каравай, народ собирался у элеватора с песнями и плясками — выступали и ростовские коллективы, даже воронежцы приезжали. И всегда этот праздник мы отмечали единым поселком — никогда не делились: ведь у многих и родственники, и кумовья — и там, и здесь.
«ЖИЛИ И ЖИЛИ, А ТУТ — НА ТЕБЕ!»
И вот 1 марта 2014 года десятки местных жителей в считанные часы узнали, что значит теперь заграница — когда дом в одной стране, а школа или работа — в другой.
- В первый день даже детей из Мелового, живших на разделенной улице после занятий в школе, которая находится на российской стороне, украинские пограничники не пускали домой — вспоминает Александр. — Родителям пришлось везти детей три километра, чтобы пересечь границу в международном таможенном пункте пропуска — как положено, по новым правилам.
По словам собеседника, несладко пришлось и тем, кто жил на улице Дружбы народов:
- Она срезалась границей на южной стороне наискось, ближе к мясокомбинату. Доходило до смешного: в парикмахерской мужской зал — на российской стороне, а женский — на украинской. У кого-то дом оказался в одной стране, а огород — в другой. Или того хуже — делился дом: зал на Украине, а вход в дом — из России. Такое было у мужчины, который со мной токарем в свое время работал. Но там ситуацию быстро решили с документами — кто-то остался в России, а кто-то — в Украине. А вот всем остальным пришлось не сладко. Вообщем, жили и жили, а тут — на тебе!
«КИЛОМЕТРЫ В ОБХОД»
Из-за пограничного кордона людям стало тяжелее общаться. Когда в марте Украина в одностороннем порядке закрыла переход через железнодорожный мост Чертково-Меловое для россиян, лишь жители украинского Мелового посещали Чертково, следуя по железнодорожному мосту. А вот чертковцам все эти годы нужно было ехать или идти почти три километра до международного таможенного пункта пропуска, чтобы проведать своих родителей и друзей в Меловом.
Времени уходило много — приходилось стоять в общей очереди с большим потоком транспорта, в том числе грузового, пересекающего границу у КПП в районе таможенного поста.
Просто приехать к пожилым родителям и помочь по хозяйству уже было непросто. Столько драм разворачивалось — был случай когда мать, чей дом на российской стороне, как раньше не могла принести сыну — лежачему инвалиду — продукты и лекарства в Меловое — даже пожилую женщину завернули — в обход к таможенному пункту. Даже фельдшер скорой и соцработник шли километры пешком, чтобы выполнить свою работу. Еще и предприниматели Мелового били в колокола: их торговлю просто задушили, когда перестали пропускать покупателей из России. А таких клиентов было большинство.
- Вот и мы с Сашей со школы дружили, и как не общаться? Просто стали реже видеться, потому что долго стоять на таможне. Если с открытия — то полчаса прождешь, а если в девять утра подъедешь, то часа три потеряешь в одну сторону. А пункт пропуска — и для легковых, и для грузовых, и для автобусов. Понятно, надо грузы вести, но очень долго стоять приходилось, — рассказывает его друг Николай. — Но я понимаю, что это сделано из-за необходимости, чтобы не пропустить нарушителей.
«КАК НАС РАЗДЕЛИТЬ?»
Несколько последних лет, с начала пандемии коронавируса, движение по пешеходному переходу по понятным причинам было ограничено уже и для жителей Украины.
А после посещения в апреле 2023 года Президентом РФ Владимиром Путиным зоны проведения спецоперации, в том числе и ЛНР, местным властям была поставлена задача расширить пропускную возможность КПП, расположенных на границе между Ростовской областью и Донбассом.
С этой целью по мосту наконец было возобновлено движение, и таким образом реализовано поручение Президента. Но в целях безопасности пограничный пункт пропуска там пока оставили. Несмотря на это, теперь жители обоих поселков могут в упрощенном порядке пересекать границу между ЛНР и донским регионом даже через пешеходный переход, пройдя упрощенную процедуру паспортного контроля, которая занимает от минуты до трех. Специально для этого на Привокзальной площади оборудовали помещение КПП. Переход уже работает ежедневно с 7.00 до 20.00.
Николай и его супруга Ольга из Мелового уверены: то, что жители Чертково и Мелового снова могут встретиться, просто перейдя мост без всякой царившей годами бюрократии, — одно из самых важных событий за последние годы.
- Раньше к нам за продуктами в Меловое все ходили, у нас дешевле было. Теперь в Чертково дешевле — и мы туда будем ходить, — делится Николай. — Теперь и гости — не проблема. Я как раз по такому случаю рыбы наловил и нажарил. А то раньше, если через пункт пропуска ехать за рулем, то и стаканчик не пропустишь. А тут пешком — и дома.
Теперь супруги очень ждут, когда снова на улице Дружбы народов, как в прежние времена, соберутся все население двух поселков (а это в сумме около 23 тысяч жителей, прим. авт.) с караваем, песнями и танцами.
- Хотя, если серьезно, то пока был перекрыт проход, оба поселка все равно общались и молодежь женилась — ну как нас разделить-то? — смеется он. — Всегда же жили по соседству. Просто было очень неудобно.
КСТАТИ
Помощь, несмотря на границы
Не остаются в стороне жители поселков и когда нужно помочь нашим бойцам, участвующим в зоне спецоперации.
- Возили все вместе из Чертково в Меловое продукты, матрасы, одеяла солдатам, из дому закрутки, сало, пирожки пекли и блинчики, на 23 февраля их поздравляли, — говорят Качаловы. — Знаете, у нас родня — по всей России живет: кто-то — в Ростове, кто-то — в Москве, а кто — и в Тюмени. Дед Николая Владимир Яковлевич, сгорел в танке в 41-м, дядя Иван Дмитриевич участвовал в Сталинградской битве. Мы все — едины.