В Ростове во время детского футбольного матча рухнули трибуны, где в тот момент находились люди. Десятки детей и взрослых упали вместе с трехметровой конструкцией и оказались под пластиком и металлом.
Шестиклассник Матвей одним из первых начал спасать людей до приезда спасателей. Мальчик упал вместе со всеми, но нашел в себе силы подняться помогать тем, кто получил более серьезные травмы.
«НЕ МОГ БРОСИТЬ ДРУЗЕЙ»
На Гребном канале во вторник играли команды «Арсенал Ростов-на-Дону» и «Батайск СШ-2». Накануне матча МЧС объявило штормовое предупреждение, но игру отменять не стали. В первой половине дня в Ростове было солнечно и ясно, ничто не предвещало беды.
Все волнения Матвея в этот день были только о предстоящей встрече. Он играл за «Арсенал» и вместе с остальными ребятами готовился побороться за третье место. Поддержать сына пришла мама.
Спустя какое-то время после начала игры, погода стала портиться. Сначала все надеялись, что все ограничиться мелким дождиком, но осадки только усиливались. Буквально за секунды поднялся сильный ветер и начался ливень.
Матч приостановили, и люди решили спрятаться на трибуне под навесом. Вместе со всеми поднялся на последние ряды и Матвей с мамой. Спустя несколько минут конструкция обрушилась.
— Мы упали вместе со всеми, но были те, кто оказался под трибуной. Я увидела кровь. Многие дети кричали. Я сразу бросилась к сыну. Но он в этот момент уже помогал другим: поднимал тяжелую арматуру, чтобы вызволить людей. Не плакал, собрался и помогал, — говорит Анна, не ожидавшая от сына-подростка такого мужества.
Сам Матвей не видит в своем поступке чего-то особенного — просто не мог бросить друзей в беде.
ТЕПЕРЬ ХОЧЕТ РАБОТАТЬ В МЧС
В результате обрушения погибла 45-летняя женщина – мама одного из игроков. 36 человек обратились за медицинской помощью. Семь взрослых и 19 детей госпитализировали. В тот же день в медучреждение приехал губернатор Василий Голубев, поддержали ребят и футболисты ФК «Ростов».
Среди пациентов Горбольницы №20 оказался и Матвей, у которого подозревают сотрясение мозга. В соседних палатах — мальчишки из той же той же команды: у кого-то ушибы, у кого-то переломы. Все поддерживают друг друга и очень переживают за троих ребят, которые до сих пор остаются в реанимации.
Школьник вздыхает, что сорвалась поездка в лагерь: уже были куплены билеты и собраны вещи. Зато, говорят родители, появилась большая и важная мечта. Правда вместе с ней — и серьезные переживания: «Теперь хочет в МЧС работать, чтобы таких случаев не допустить»
От шока не могут оправиться не только дети, но и взрослые. Мама одного из футболистов Валентина Воробиенко до сих пор с дрожью в голосе вспоминает момент, когда трибуна начала падать.
— Я поняла, что ее снесет. Сын стоял рядом со мной. Прокричала: «Боря, держись! Мы сейчас будем падать!» Раньше занималась лыжным спортом, прыжками с трамплина. Поэтому знала, как при падении следует сгруппироваться. Накрыла сына собой, мы с ним так и упали в обнимку на бок.
Женщина признается, что первые минуты после падения «как будто смазались». Вокруг кричали люди, дети плакали, многие из них были в крови. У Валентины и ее сына множественные ушибы и гематомы, но серьезных травм удалось избежать. Она считает, что спастись помогли ее спортивные навыки.
БЕЗ КРЕПЛЕНИЯ — НА СВОЙ СТРАХ И РИСК
Официальную причину случившегося пока не называют. Изначально источник «Комсомолки» сообщил, что трагедию спровоцировала непогода. Ветер опрокинул два сектора мощной конструкции словно бумажные коробки. Многие начали задаваться вопросом, насколько качественным было крепление трибуны на 100 посадочных мест.
По словам подрядчика, который поставляет аналогичные трибуны, они продаются в разобранном виде, на месте собираются и крепятся к основанию — для нее делают бетонное основание и крепят анкерами к нему. Вес одной — 4850 килограммов.
— Трибуны без навеса допускается не крепить, но на свой страх и риск. На Гребном канале стоят с навесом. Для таких конструкций крепление обязательно: навес во время ветра будет «парусить», с этим и связаны риски. Не обязательно заливать целую площадку — достаточно ленточного фундамента. Конструкция на такое рассчитана: испытания проводились, есть сертификаты, — объясняет специалист.
Он говорит, что в начале года его продукция стоила почти 1,4 млн рублей. Конструкции в Ростове приобретались два года назад у подрядчика, который серьезно снизил цену.
— Тогда был объявлен аукцион, на который было заложено четыре миллиона рублей на несколько трибун, и было снижение на 60 процентов. Так что могли и сделать непонятно из чего, и не закрепить, — считает собеседник.
При этом другой специалист уже из архитектурного бюро согласен, что конструкция должна была закрепляться. Но трагедия возникла из-за других нарушений:
— У каждой спортивной конструкции есть паспорт, в котором указано, при каких условиях ее можно использовать: скорость ветра, другие погодные условия. Было объявлено штормовое предупреждение. Так что, возможно, выяснится, что условия использования спортивной трибуны соблюдены не были.
КТО ОТВЕТИТ ЗА ТРАГЕДИЮ?
Еще один вопрос — почему не перенесли матч? В первые часы после трагедии ее прокомментировал глава регионального минспорта Самвел Аракелян. На вопрос журналистов о том, кто принимал решение о проведении матча, чиновник ответил следующее:
- Я не хочу определять виновных. Это не входит в мою компетенцию. Турнир проходит в соответствии с календарным планом, утвержденным на весь год.
Юрист Ваган Бегларян говорит, что ответственность за обеспечение безопасности лежит на организаторе мероприятия. Именно он, по словам эксперта, должен был с учетом погодных условий проверить и подготовить трибуны или же отменить мероприятие.
— В каждом виде спорта есть регламенты, регулирующие правила проведения матча и основания для отмены матча. Даже если нет пункта об отмене матчей у ростовских молодежных команд, это не снимает ответственность, — добавил Ваган Бегларян.
Его коллега, юрист Антон Иванов, поясняет, что, если нарушения выявят, отвечать перед законом будет либо директор юридического лица — предприятия, либо назначенный им сотрудник, ответственный за технику безопасности.
Он также подчеркивает, что пострадавшие имеют право на компенсацию. По словам юристов, родные погибшей могут претендовать на выплаты в размере от 600 тысяч до 1,5 миллиона рублей. Те, чьи травмы медики оценили как тяжкий вред здоровью, могут требовать 300 тысяч рублей. Человек, которого признали потерпевшим, подает гражданский иск в рамках уголовного дела. Попробовать добиться компенсации можно и в том случае, если потерпевшим вас не признали.
В настоящее время следователи выясняют все причины трагедии. Возбуждено уголовное дело по статье «Выполнение работ и оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекших по неосторожности смерть человека». Расследование взял на контроль глава следственного комитета Александр Бастрыкин и региональная прокуратура.