При лечении таких онкологических заболеваний, как лейкозы, поражения лимфатической системы, а также при ряде наследственных дефектов крови порой помочь может лишь трансплантация костного мозга — жидкой субстанции, которая находится в полых костях. Вместе с костным мозгом пациент получает стволовые клетки здорового человека, которые восстанавливают способность организма к кроветворению. Они развиваются, превращаясь в эритроциты, лейкоциты и тромбоциты.
Однако потенциальных доноров сегодня отпугивает сама процедура забора материала. Вокруг темы донорства костного мозга существует много фейков. Например, что эта процедура очень болезненна, или что мозговую жидкость берут из позвоночника.
Ростовчанин Анатолий Дроботов, сдавший свой костный мозг и тем самым спасший молодую женщину, рассказал то, что испытал сам.
«У МЕНЯ ЕСТЬ ГЕНЕТИЧЕСКИЙ БЛИЗНЕЦ!»
В Южный регистр доноров костного мозга ростовчанин вступил в 2017 году. Точную дату этого события он даже забыл — так давно это было.
- У меня был период изменений в жизни, когда я готовил собственный список желаний, — вспоминает Анатолий. — Я тогда думал: классно было бы помочь другому человеку реализовать его мечту. И тут моя знакомая сообщает, что существует донорство костного мозга. А ведь это идея! У каждого из нас самое большое желание — это жить. Поэтому я мог бы не только свою мечту исполнить, но и другого человека. Тогда я вступил в регистр доноров костного мозга. Там же я узнал, что материал берут не из позвоночника, как считают многие, а из тазобедренной кости или из вены.
После того порыва души прошло два года. Звонок из станции переливания крови, раздавшийся в телефоне ростовчанина, стал для будущего донора полной неожиданностью. Голос на том конце провода радостно сообщил: «У вас совпало». Услышав, что его костный мозг нужен больному человеку, Анатолий сначала даже испытал небольшой страх — предстояла операция. Но потом пришла радость от осознания, что ему очень повезло. Совпадение костного мозга — явление довольно редкое. Такое случается с 1 из 10 тысяч случаев из всего регистра.
- И я подумал: «Вау! У меня где-то есть генетический близнец, которому нужна моя помощь», — признался донор.
СЛЕТАЛ В ПИТЕР ДВА РАЗА
Специалист, позвонивший Анатолию, предупредил, что тот должен приехать на станцию переливания крови на улице Вити Черевичкина и сдать материал для перепроверки. Ростовчанин все же взял время до вечера обдумать, нужно ли ему все это… Но поскольку внутренне он уже был готов, то в тот же день набрал номер станции.
- Я приехал и сдал анализы, их отправили в Питер, — рассказывает собеседник. — Через месяц куратор питерской больницы, который сопровождает доноров, мне позвонил и подтвердил, что все совпало. Нужно было начинать готовиться к процедуре параллельно с пациентом. Материал долго не хранится.
Летать в Санкт-Петербург Анатолию пришлось два раза: два дня заняла сдача анализов и двенадцать дней — сама процедура. Перелет, проживание суточные были оплачены организацией.
- Поскольку здоровье донора костного мозга — обязательное условие, меня полностью обследовали, — продолжает ростовчанин. — В Питере я прошел всех врачей.
ИЗ ТАЗОБЕДРЕННОЙ КОСТИ ИЛИ ИЗ ВЕНЫ?
Там же в больнице врачи предложили Анатолию два варианта сдачи костного мозга: из тазобедренной кости под наркозом или из вены.
Донор решил выбрать второй способ забора материала. Но для этого пришлось на протяжении четырех дней утром и вечером колоть препарат, который стимулирует попадание стволовых клеток в кровь. Несмотря на легкую слабость, вызванную лекарством, Анатолий стойко перенес подготовительный этап.
На саму процедуру ростовчанин пришел рано утром. Медсестры дали воды и успокоили…
- Я лег на кушетку и сдал материал, — вспоминает донор. — Вся процедура заняла порядка пяти часов. Никакой боли я не почувствовал. После чего меня даже покормили. Когда же я пришел домой, мне позвонили и сказали, что материала не хватает, нужно прийти еще раз. Вечером я снова пришел на укол, а утром — на вторую процедуру.
Через три месяца ростовчанину снова позвонили из Санкт-Петербурга и спросили, может ли он снова сдать мозг для того же пациента. Хоть в ростовском регистре доноров костного мозга ему и не советовали, но Анатолий решил довести начатое дело до конца. Ведь по рекомендациям повторно сдать костный мозг можно было как раз спустя три месяца. За это время утраченный материал уже полностью восстановился.
ВСТРЕЧА ПО ОБОЮДНОМУ СОГЛАСИЮ
По правилам, донор костного мозга в течение двух лет после сдачи материала не имеет возможности узнать, кто является тем человеком, кому он помогает. Да и сам больной не должен знать своего спасителя. Вся процедура очень конфиденциальна.
- Только спустя два года после процедуры я позвонил в Питер и узнал, что моим реципиентом была молодая женщина, — продолжает донор. — Теперь с ней все хорошо, она находится на стационарном лечении.
Анатолий со своей стороны подтвердил желание встретиться с выздоровевшей девушкой. Однако ответного подтверждения такой встречи пока не поступало.
Сегодня ростовчанин счастлив оттого, что ему предоставили возможность принять в участие в той процедуре трансплантации костного мозга. Может, своим поступком он и не изменил весь мир, но жизнь одного человека ему точно удалось спасти. Теперь он понимает: поделившись частью себя, каждый из нас может сыграть ключевую роль для окружающих.