Согласно правилам перевозки пассажиров, водители автобусов должны строго соблюдать режим работы и отдыха. Установленные нормы гласят: за баранкой можно работать не более 12 часов, а еще иметь несколько перерывов.
Многие транспортные средства оснастили специальными устройствами — тахогрофами, чтобы следить за работой водителей и не давать им перерабатывать. Однако на деле водители спят от силы часов пять, а работают по 17.
ДЕНЬ НАЧИНАЕТСЯ В ПЯТЬ УТРА
На часах 5 утра. На конечной остановке еще нет людей, но уже стоят несколько автобусов в очереди: перед началом маршрута нужно получить путевку, пройти медобследование и заправиться. Подхожу к водителю, чтобы узнать, сколько часов в день он за рулем.
- Мы работаем по 17 часов потому, что планы ставятся неподъемными, — признался Алексей. — Если работать положенных девять часов, уйдешь домой пустой. Просто поработаешь день бесплатно на бензин и выплату перевозчику. Конечно, есть водители на окладе, но у них тоже свой план: не сдал положенную сумму — получил в конце месяца меньше денег.
«МОЕМ ЗА СВОИ»
Столь суровый график работы — совокупность многих факторов. К примеру, все автобусы нужно поддерживать в чистоте. АТП не содержит мойщиков транспорта, поэтому уборка ложится на плечи водителей.
- Автобусы мы моем с помощью щетки и ведра, — вводит в курс дела водитель Михаил. — Чтобы помыть всю машину, уходит час-полтора. Если я работаю на маршруте с 5.00 до 22.00, а потом еще и мою автобус, когда еще буду спать? Просили купить руководство пару моек высокого давления, чтобы не мыть руками. Но никто нас не услышал. А если не мыть — штрафуют сразу. Потому и ночуем на работе.
- А если поехать на мойку самообслуживания?
- Автобусы помыть можно не на любой автомойке. К тому же это дорого.
«ВЫЛАЗКИ ЗА МЕТАНОМ»
Помимо основных поездок по маршруту, приходится делать еще «вылазки за метаном». Сейчас большая часть пассажирского транспорта работает на голубом топливе. Заправки, в основном, находятся в стороне от маршрутов следования транспорта, и их мало. Водители вынуждены после работы или рано утром проезжать лишние десять километров, чтобы заполнить пустые баки. Учитывая очереди на заправках — плюс еще час-другой рабочего времени, говорят водители.
Более того, некоторым приходится проделывать такой путь за метаном дважды в смену, так как одной заправки не хватает на день.
КОММЕНТАРИЙ ВРАЧА
«От недосыпа страдает нервная система»
- Недосып, особенно под жарким солнцем, может стать причиной нервного истощения, — рассказывает ростовский врач-терапевт Мария Щетинина. — Постоянное движение в потоке среди автомобилей и пешеходов требует повышенного внимания, которое снижается как раз из-за недосыпа. Это может привести к ДТП. Тем более, что транспорт постоянно загружен и перевозит большое количество людей.
ОФИЦИАЛЬНО
Сколько штраф?
- Контроль работы тахографов, установленных в транспортных средствах, должен осуществляться мастерскими, владельцами транспорта и контрольными органами в целях исключения нарушения водителем режима работы и отдыха, — рассказали в пресс-службе управления ГИБДД по Ростовской области.
За нарушение норм времени управления транспортным средством и отдыха предусмотрены штрафы: водители заплатят от 1,5 до 2 тысяч рублей, должностные лица — от 7 до 9 тысяч, индивидуальные предприниматели — от 15 до 20 тысяч, а юридические — от 15 до 20 тысяч рублей. Если водитель управлял транспортным средством с выключенным тахографом либо без карты водителя, его оштрафуют на сумму от 3 до 5 тысяч рублей.