Где и как живут малыши, от которых отказались родители
Наверняка в детстве многие слышали трогательную песенку про мамонтенка. На протяжении всего сюжета мультяшный персонаж отчаянно ищет любимую маму.
- К сожалению, советская композиция до сих пор является очень показательной, ведь тысячи ребятишек из разных уголков страны живут вдали от семей, — говорит ростовчанка Татьяна Аладашвили, более десяти лет занимающаяся помощью детям, от которых отказались родители.
Женщина рассказала о том, куда первым делом попадают «отказники», с какими трудностями малышам приходится сталкиваться, и почему многие из них все равно ждут любимую маму.
СЕГОДНЯ ПРИДЕТ ОДНА ТЕТЯ С ПОДАРКАМИ, ЗАВТРА — ДРУГАЯ
- Вообще история создания нашего благотворительного фонда «Доброе дело» довольна интересная. В 2008 году мы собрали небольшую группу волонтеров, желающих помогать подопечным детдомов и приютов. Как и многие новички наивно полагали, что самый лучший способ — это подарки. Ну, а как еще? Ты такой добрый Дед Мороз, привозишь мешок с сюрпризами, раздаешь их, видишь улыбки и смех. Вроде бы все отлично. Только позже выясняется, что в таком «благе» скорее больше минусов, чем плюсов.
По сути, дети привыкают к тому, что бонусы можно легко получить из-за особенного статуса. Зачем стараться, общаться, налаживать коммуникативные связи? Ведь сегодня приедет одна тетя с подарками, завтра — другая, и так по кругу. Уже в осознанном возрасте плоды этих «даров» превращаются в иждивенческую позицию: мне все должны и обязаны. И это факт.
Понимая, что прошлая схема была не самой удачной, волонтеры сменили подход:
- Решили помогать ребятам найти будущих родителей. Договаривались с администрацией детских домов на фотосессию подопечных. После — печатали флаеры, добавляли описание и распространяли по городу. Но, чтобы все реализовать, потребовалось официальное оформление, ведь абы кого к малышам не пустят, что уж говорить про съемку? После всех формальностей закипела настоящая жизнь нашего благотворительного фонда.
ДЕТИ «БЕЗ СТАТУСА»
Как-то раз, листая форум, Татьяна увидела сообщение о том, что в больницах находятся детки, нуждающиеся в помощи нянь.
- Это были те самые отказники. Перед тем, как попасть в специальные учреждения, они проходят медицинское обследование, оставаясь при этом «без статуса». Официально еще не вышли из-под опеки родителей, но и на учет государства не поступили.
Если на территории города есть «Дом ребенка» с приемно-карантинным отделением, то детей отправляют туда. Если же такого нет, то они находятся в обычной больнице. Понятное дело, что даже несколько медсестер чисто физически не могут следить за грудничками.
Единственное спасание – найм нянь. Кто-то возмутится: мол, ну позовите волонтеров. Как бы не так! Людей без медицинских книжек попросту не пустят на территорию. К тому же, непонятно, есть ли у них какие-то навыки. Так что одного желания тут недостаточно.
НЕПРОСТО КАК ФИЗИЧЕСКИ, ТАК И ЭМОЦИОНАЛЬНО
Чтобы стать няней, нужны определенные черты характера, ведь дело это непростое — как физически, так и эмоционально.
- Работаем в нескольких городах Ростовской области. В каждом отделении — две няни, работающие посменно. Как только сотрудники больниц сообщают о «новеньких», тут же выезжаем на пост.
В одних случаях ребенок остается на несколько дней, в других — на несколько месяцев. Все зависит от ситуации. Но дальнейшим устройством мы не занимаемся, это дело компетентных органов. Задача нянь – помочь в момент госпитализации.
ЗАБИВАЛСЯ В УГОЛ И НИКОГО НЕ ПОДПУСКАЛ
По словам волонтера, состояние прибывших детей бывает самое разное:
- Помню, поступил однажды школьник лет 9–10. Казалось бы, такой возраст — зачем нужна няня? Но состояние мальчика было крайне тяжелым. Он боялся практически всего: общаться, дотрагиваться, даже купаться. Забивался в угол и никого не подпускал. Нужно было сначала найти подход, а потом медленно и аккуратно «выводить».
Также была другая ситуация. Бабушка долгие годы жила с внуком в бесхозных садах. Узнав об этом, опека временно забрала парнишку. В больнице поняли, что подросток никогда не ходил в школу, до сих пор не умел писать и читать. А все потому, что у бабули не было никаких документов на ребенка. При этом ее одолевал страх: если кто-то узнает — внука отнимут. Благо, разрешилось все довольно мирно. Опеке удалось убедить пенсионерку в том, что мальчишке будет лучше жить в интернате, а по выходным она сможет его навещать.
«ОНА ОБЯЗАТЕЛЬНО МЕНЯ ЗАБЕРЕТ!»
- Печальные сценарии происходят и с ребятами помладше. В один из дней на обследование попал трехлетний малыш. Рыдающего карапуза нашли на пляже. Поблизости — ни родителей, ни опекунов. Долгое время опека пыталась отыскать близких, но все тщетно. Наконец, на связь вышла мать, но состояние женщины явно не позволяло заботиться о ребенке. А вот мальчуган ее очень сильно любил. Постоянно повторял: «Вот увидите, мамочка хорошая, она обязательно меня заберет!».
Какими бы ни были родители, детки все равно по ним очень скучают. Прислонившись маленькими ручками к окну, подолгу смотрят вдаль, пытаясь распознать в случайных прохожих знакомый женский силуэт.
Татьяна делится, что за годы работы на ее памяти были самые разные малыши. И те, кто не умел пользоваться ложкой, и те, кто не понимал, что существует еще еда помимо чая и бубликов. Но при всех страхах и сложностях они все равно верили: больница или детский дом — временное обстоятельство. Каждый мечтал попасть туда, где он так безответно любил родных.
ТЕПЛО ДЛЯ СОТНИ МАЛЕНЬКИХ СЕРДЕЦ
- Няни относятся к этому с пониманием. Стараются быть рядом, утешать. Вместе заново учатся ходить, есть, общаться, доверять. Когда ты находишься в таком тесном контакте с ребенком, неминуемо привязываешься. Но всегда наступает момент, когда подопечного нужно будет отпустить. С этим справляются далеко не все.
Для меня самая показательная история стойкости, любви и силы, связана с нашей няней Ниной. Если какие-то сотрудницы могли приходить и уходить, то вот Нина Андреевна «держала пост» долгие годы.
За все время женщина отдала частичку тепла для более, чем полутысячи маленьких сердец. Это отказники — новорожденные, детки из домов малютки, приютов и детских домов. Каждого убаюкивала, водила по врачам, прижимала к себе и вытирала слезы. В какой-то момент Нина решила удочерить девочку. Потом был еще один малыш, и еще. Сейчас в семье няни шестеро детей. Трое родных, трое приемных, а еще — два внучка. Поражаюсь ее любви, заботе и отдачи. Действительно человек с большой буквы.