Как разлив нефтепродуктов скажется на обитателях Азовского моря, объяснил зоолог
Дмитрий Кутепов
В минувшее воскресенье из-за шторма в районе Керченского пролива потерпели крушение два танкера «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239». Первый из них разломился пополам, второй сел на мель. Оба они перевозили мазут. О том, чем разлив нефтепродуктов может грозить обитателям Азовского моря, рассказал зоолог Сергей Дудкин.
«ЭТО СТАРЫЕ СУДА» - Потерпели крушение два судна. Одно из них село на мель, его трюмы в целости и сохранности. Никаких повреждений корпуса у него нет. Там проводятся мероприятия по эвакуации экипажа. Их заберут, как погода наладится. К счастью, загрязнения там не произошло.
Но с другим танкером, продолжил Сергей Дудкин, случилось все иначе - корпус судна лопнул пополам и затонул.
- Дело в том, что это старые суда. Одно 1969 года выпуска, второе - 1973-го. У них крайняя изношенность и усталость металла.
Эти танкеры, продолжил специалист, состоят из нескольких изолированных друг от друга отдельных танков. И сколько из них оказалось разгерметизировано при разломе судна, пока точно неизвестно. А от этих знаний зависит понимание по объемам того мазута, который выльется наружу.
ТАКОЕ УЖЕ БЫЛО - При такой температуре воды, что сейчас, вытекший мазут становится достаточно вязким и плотным. Он не растекается по поверхности, а комкуется и тонет: частично будет на дне, а частично выбросит на берег, где его можно будет собрать. Если он окажется на поверхности воды, то его можно будет собрать внутри специальных боновых заграждений. Но сделать это можно лишь, когда погода утихомирится.
Сергей Дудкин рассказал о том, что аналогичный случай с затоплением нефтяного танкера и разливом мазута уже был в 2007 году здесь же, в Керченском проливе.
- Четыре танка были разгерметизированы и в воду тоже попал мазут. Я участвовал в мониторинге при ликвидации последствий этой аварии. И все своими глазами наблюдал.
Тогда экскаваторами и бульдозерами зачищали береговую полосу. Загрязненный мазутом грунт изымали и вывозили на подготовленную свалку в районе станицы Запорожской на Таманском полуострове. Остатки на скалах обрабатывали специальными препаратами с нефтеокисляющими бактериями.
МАЗУТ ЛИП К ПЕРЬЯМ - На рыбе разлив нефтепродуктов тогда не сильно сказался. По крайней мере, при мониторинге береговой полосы, мы видели только несколько экземпляров мертвой хамсы. Но массовой гибели рыб не произошло. В тот момент, в основном, погибло много птиц, особенно куликов, лысух и чаек.
По словам зоолога, мазут лип к перьям, после чего птицы намокали и погибали от переохлаждения, поскольку перьевой покров переставал быть теплоизолирующей защитой. Много активистов тогда приехало туда. Пытались спасти этих птиц. Отмывали их в керосине, затем сушили. Частично спасли, но основное количество все же погибло.
Аналогичная опасность птицам может грозить и сейчас, тем более что в настоящее время идет перелет птиц. И очень много их концентрируется в Таманско-Запорожском орнитологическом заказнике, от Таманского до Динского заливов. И там много лысухи, малого и большого баклана, чаек, крачек и лебедей.
ДЕСЯТЬ ДНЕЙ НА УБОРКУ Сергей Дудкин уверен, что в скором времени начнутся работы по ликвидации последствий аварии. Произойдет это, как только позволят погодные условия.
- Сроки их проведения зависят от того, какой объем мазута вылился. Пока что видно, что в переломленном танкере, скорее всего, разгерметизировался один танк. Судно рассчитано на перевозку до пяти тысяч тонн груза. Потому вылилось не больше тысячи тонн мазута. Это немало, но масштаб пока сложно прогнозировать. Для этого нужны более точные сведения. В прошлый раз на уборку ушло порядка десяти дней.