Жизнь Анны Уваровой 20 октября прошлого года полностью изменилась. Она узнала о гибели мужа — 35-летнего Александра. Он был мобилизован и отправился защищать жителей Донбасса 27 сентября. А меньше, чем через месяц в месторасположение наших военных попал снаряд….
«ОН НЕ СТАЛ БЕЖАТЬ КАК ТРУС»
Замкомандира взвода, сержант Александр Уваров первым бросился к горящему танку спасать пацанов, но осколки от следующего снаряда попали ему в спину.
- Он не стал бежать как трус, и я этим очень сильно горжусь. Этим гордится его сын, — говорила со слезами на глазах в октябре овдовевшая Анна Уварова.
Только отправив мужа на передовую, Анна вместе с родственниками супруга стали собирать гуманитарную помощь бойцам. Когда пришла горькая весть, работа продолжилась.
И не было дома той гнетущей тишины, от которой можно сойти с ума, — все время суета. Работа кипела: гуманитарную помощь приносили, собранные коробки уносили.
- До апреля я была как в бреду: просто знала, что надо сложить все по коробкам, — говорит Анна. — А потом проснулась и начала действовать. Теперь не собираюсь останавливаться. Нам с единомышленниками стало важно, чтобы мы сами могли вручить помощь солдатам — собрал, закупил и отвез. Теперь хочу пойти дальше и объединить много людей.
«БЕЗ СКИДОК НА ПОГОДУ И НАСТРОЕНИЕ»
Весной Анна открыла сбор на маскировочные сети — очень их просили наши бойцы.
- Первую партию импортных мы купили, а оказалось барахло — просвечивают, — вспоминает Анна Уварова. — И мы пришли к выводу, что нужно плести сети самим. Закупаем специальный материал с завода, такой, что тепловизор не берет, — водонепроницаемый и легкий. Сначала брали за основу обычную рыбацкую сеть, но ее надо было укреплять, и стали заказывать спортивную сетку. Она очень удобная и пацанам в использовании, и нам: не плетется, а будто плывет.
Сначала Анна научилась технологии сама по видеосвязи с волонтером из поселка Орловского, а потом научила других. И процесс пошел.
- Каждый день приходят плести сети без скидок на погоду и настроение мои соседки — Татьяна Петрова, Александра Цопанова и Татьяна Алехина, — рассказывает волонтер. — Потом стали заглядывать девчата от разных организаций. Мы стали ставить стойки для плетения в школах, садиках, на предприятиях и на дому у людей. Даже жители из села Приютное, что находится в Калмыкии, в трех часах езды от нас, вызвались помогать. Отвожу им материал, а они плетут. На сегодня у нас уже открыто 28 пунктов плетения.
С АПРЕЛЯ — ПОЧТИ 400 СЕТЕЙ
Первую раму для плетения установила у себя во дворе Анна, остальные взяли себе приюты для детей и пожилых людей, другие организации. Помогать к ней приходят и местные школьники, и сельские начальники.
За неделю волонтеры плетут до 30 маскировочных сетей, размером 3х6 метров. Волонтеры посчитали, что с апреля их сделали уже почти 400.
- Делают наши волонтеры и сухие души, отшивают тактические носилки, эвакуационные стропы разных размеров по запросам ребят, — перечисляет Анна. — Шьют кикимор — это маскировочные костюмы для спецназа, еще делаем нашлемники к ним, перчатки — чтобы был полный комплект.
ВАРЯТ ВАРЕНЬЕ И ШЬЮТ ПОДУШКИ
Помощников — десятки и даже сотни. Например, Вера Сидоренко — бывшая хирургическая медсестра военного госпиталя — тоже не может сидеть сложа руки. Ее внук участвует в спецоперации, а она дома помогает как может — делает закрутки.
Кабачковую икру, варенье. В этом году, хоть и неурожай абрикосов, но Вера Михайловна находит сырье. Увидит в городе дерево облепленное фруктами, и просит хозяев продать. Но те, узнав для чего, разрешают обрывать бесплатно. Так в первую партию для военных женщина накрутила 70 банок.
Еще одна Анна Богдановна Бедрик из села Сандата варит тушенку и каши. Все эти банки едут на передовую, у нее там сражается сын. Галина Пизик из Сальска собирает травяные чаи — даже прошла специальное обучение, чтобы подбирать полезный и вкусный состав.
Дончанка Елена Глазунова объединила местных рукодельниц: они шьют постельное белье для полевых госпиталей. В последнем заказе — валики и подушки-косточки по выкройкам мастериц. «Косточки» набивают помимо холофайбера еще и поролоновой крошкой — для того, чтобы были более упругими, а раненым было лежать удобнее. С выкройкой пришлось помучиться, но уже пришли первые отзывы из госпиталей — новинка бойцам понравилась.
ПОМОГАЮТ ЦЕЛЫЕ ДОМА, УЛИЦЫ И СЕЛА
Многое добровольцы закупают сами, а в приобретении дорогих вещей помогают и предприниматели, и простые люди — целыми многоэтажками, улицами и даже селами.
— Организации или привозят деньги, или чаще оплачивают закупки тканей, спальников, карематов, генератор покупали, — продолжает Анна Уварова. — Я сразу объяснила парням, что тепловизоры или квадрокоптеры мы не потянем. За один тепловизор мы можем сделать сто сетей. А они сейчас, наверное, даже важнее еды.
Сейчас добровольцы уже почти закрыли очередной сбор для подразделений десантно-штурмового полка и танкистов. Когда все будет готово — «ГАЗель» отправится практически на передовую.
- Она вмещает тонну, но грузим под три с половиной. В последний раз волонтер Юрий Куликов на своей машине вместе с Еленой Ищенко — она мой главный помощник — отправился в трехдневную поездку — развозил помощь по четырем направлениям, — говорит волонтер. — И, когда его «ласточка» сломалась, пришлось ночевать с ребятами на позиции. Танкисты помогли отремонтировать машину, и он поехал дальше.
ПОД ВИДОМ ПОМОЩИ ЗАЛЕЗЛИ В ДОМ
Все эти заботы помогли Анне пережить горе, а теперь стали еще важнее. Вдова с десятилетним сыном Егором живут на пенсию по потере кормильца. Анна решила не выходить пока на работу: сейчас она полезнее здесь, когда собирает гуманитарную помощь, ищет, где купить материалы получше да подешевле, когда 24/7 на телефоне.
Калитка ее двора открывается по сто раз на дню. Однажды кто-то, воспользовавшись доверием хозяйки, проник в дом и вынес оттуда деньги, которые Анна отложила на памятник мужу.
— Обнаружила я это где-то в начале июля. Из шкафа и комода вытащили больше 100 тысяч рублей и ювелирные украшения. Я никогда не могла подумать, что кто-то под видом помощи, может залезть ко мне в дом, — сокрушается Анна.
Но рук женщина не опускает. Скоро отправлять очередную партию гуманитарной помощи. Мечтает волонтер объединить разные добровольческие движения района.
- У каждого-то не меньше пятисот человек в группе. И если бы каждая организованно вела сбор отдельно по продуктам, по медикаментам, по инструментам, а мы по сетям, было бы легче, — делится активистка. — А пока работаем как получается.